Китайские фильмы. Олег Макаренко | Почта России.su  


Публикация в ЧАТе: Россия

 

Неочевидный факт: коммунисты терзали Китай менее 30 лет, с 1949 по 1978 год. В 1949 году Мао Цзэдун выиграл долгую и кровопролитную гражданскую войну, отогнав армию Чан Кайши на Тайвань, а уже в 1978 году мудрый преемник Великий лидер Дэн Сяопин остановил ужасный эксперимент, повернув Китай к здоровому капитализму. Этот период хорошо представлен в китайском фильме «Жить» (1994). Действие начинается в 1940-х годах, в еще нормальном обществе, а затем на протяжении нескольких десятилетий сценаристы тащат честную китайскую семью через все испытания, посылаемые сверху: экспроприацию ковров, доменные печи в каждом дворе, гонения на образованных людей и т. д. . Фильм получился историческим, а потому и страшным. Но все же у него есть принципиальное отличие от деструктивного бреда вроде нашего «Левиафана»: в фильме «Прямой эфир» показаны добрые и порядочные люди, которые стараются оставаться такими даже при коммунизме. Всего за последнее время я посмотрел около 25 китайских фильмов, в основном из этого списка (ссылка), составленного кинокритиком Алексеем Хромовым. Как выяснилось в ходе просмотра, мои взгляды на хорошее кино в корне расходятся с мнением составителя списка. Поэтому, если фильм понравился и мне, и первоначальному креативному директору, можно вполне обоснованно надеяться, что и вам тоже. Кстати, запомните имя Гонг Ли: она актриса, снявшаяся во многих фильмах, о которых я упоминаю ниже. Начнем с фильмов, на которые не рекомендую тратить время. Во-первых, мод The ​​Wandering Earth (2019) мне показался скорее технодемо, чем полноценным фэнтези. Все мелькает, как в ТикТоке, все слишком банально и слишком быстро. Плюс: хорошая компьютерная графика и героический русский космонавт, чего слишком мало, чтобы заполнить двухчасовой фильм. Так же не рекомендую «Снайпера» (2021): придраться вроде бы не к чему, но после просмотра остается стойкое послевкусие потраченного времени. Наконец, не рекомендую знаменитый «Чунцинский экспресс» (1994), сюжет которого можно охарактеризовать классической надписью: «играй в глупые игры, выигрывай глупые призы». Понятно, почему фильм понравился Квентину Тарантино. Почему кому-то еще стоит посмотреть этот фильм, я не понимаю. Другое дело боевик «Киллер» (1989). Снято наивно просто, как в Doom или подобной компьютерной игре, но зато есть сюжет и персонажи. В любом случае, я не буду рекомендовать ни «Киллер», ни странный фильм «Под жарким солнцем» (1994), потому что они не затронули мои чувства, и потому что здесь нет специфически китайского вкуса: исполнения фильмов. легко могли быть переправлены в Мексику или Польшу. Во-вторых, я не рекомендую фильмы о японской оккупации и особенно фильмы о трагедии в Нанкине. Да, японцы во время Второй мировой войны вели себя как настоящие монстры, и китайцы это хорошо помнят. Однако смотреть на все эти ужасы сложно: некитайцу, возможно, было бы разумнее прочитать статью в Википедии о Нанкинской резне и оставить все как есть. Особо хотелось бы отметить дорогой западным критикам фильм «Дьяволы у дверей» (2000). Это артхаус в плохом смысле этого слова, поэтому я бы не стал выпускать этот фильм за рамки фестивалей для своих. Если вы все-таки решите посмотреть один из фильмов о Нанкинской резне, рекомендую «Цветы войны» (2011). Тоже страшно, но все же снято талантливо, причем в цвете, а не в привычных для темы военных преступлений монохромных тонах. Еще меня впечатлила эпопея «Битва при Чосинском водохранилище» (2021) — она уже о Корейской войне, поэтому упор делается на героизм солдат, а не на жестокость оккупантов. В-третьих, я советую вам избегать просмотра хваленого фильма «Прощай, моя наложница» (1993). На мой взгляд, фильму лучше было бы название “Горбатая опера”: он посвящен страданиям меньшинств в традиционном Китае, также в фильме присутствуют элементы жесткого БДСМ и несколько самоубийств. Вишенка на торте: это единственный китайский фильм, получивший «Золотую ветвь» в Каннах. Теперь о фильмах, которые мне было полезно посмотреть. Некоторые из перечисленных ниже фильмов меня увлекли, другие наскучили, но вместе они подарили мне массу новых знаний и впечатлений о Китае, так что теперь я смотрю на нашего славного соседа совсем другими глазами, чем до начала видео. марафон Например, знаете ли вы, что в Китае тоже есть гаремы? Не импровизированные сэры, как у русских помещиков XVIII века или председателей советских колхозов, а настоящие, официальные гаремы? Фильм «Зажги красный фонарь» (1991) именно об этом: 1920-е годы, провинциальный китайский феодал, четыре жены разного возраста, которые естественным образом образуют «дружную группу женщин». «Город 24» (2008) — о более позднем времени, о китайском аналоге наших стремительных девяностых, когда огромные коммунистические заводы-гиганты закрылись, оставив сотрудников выброшенными на мороз без средств к существованию. В этом конкретном фильме действие происходит на останках авиакомпании в Чэнду, которую местные власти решили снести, чтобы построить на ее месте роскошный жилой комплекс. Наши любители Советского Союза возмущаются такими историями, а китайцы, наоборот, считают закрытие убыточных и неэффективных заводов разумным шагом, поскольку это создало избыток дешевой рабочей силы, полезной для экономики. Кстати, на время просмотра можно отложить платочки: фильм подан как документальный, но специально обученные актеры рассказывают трогательные истории. «Жажда» (2007) – красочная драма о личной жизни революционеров и контрразведчиков времен Второй мировой войны. Чтобы роман привлек внимание, между влюбленными обязательно должна быть какая-нибудь преграда: вот она, и такая, что сверкает. Еще одна драма о громких отношениях – «Любовное настроение» (2000). Это Гонконг, 1960-е годы, история двух запутанных сердец. Снято оно было прекрасно, несмотря на то, что жизнь в Гонконге в то время была бедной. На мой вкус фильм слишком длинный: его пришлось разрезать трижды. На 44-й минуте — пасхалка, русское слово на часах. Если бы меня попросили выбрать образовательный фильм, который проведет зрителя за руку через основные периоды современной истории Китая, я бы выбрал «Землетрясение» (2010). Семейная история начинается в 1976 году, в городке бедных велосипедистов, и заканчивается в 2000-е годы, в быстро растущей богатой стране возможностей. Я бы назвала фильм прекрасным образцом здоровой патриотической пропаганды, если бы не характерная особенность: одна из героинь фильма поселяется в Канаде. Это большая проблема в Китае – многие считают нормальным эмигрировать в Канаду для полноценной жизни, оставив после себя Китай ничтожным, грязным колхозом, где можно работать, но нельзя жить. Китайские власти пытаются бороться с бичом космополитизма, но до победы еще далеко. Сельский Китай 1980-х годов представлен в фильме «Цю Цзю идет в суд» (1992). Мне сложно определить жанр фильма, но посмотреть судебную тяжбу было интересно. Странно осознавать, что в то время одни китайцы уже запустили спутники в космос, а другие еще жили натуральным хозяйством XIX века, и что для перемещения между разными эпохами достаточно было проехать небольшое расстояние на велосипеде или . автобусом. Фильмы с Джеки Чаном вы, наверное, знаете и без меня, «Пьяный мастер» (1978) и «Пьяный мастер 2» (1994). Сюжет о первом пьяном барине — классика жанра река-озеро, то есть того жанра, где хорошо поставленные сражения умелых бойцов разворачиваются на фоне «исторического» пейзажа неопределенной древности. Главный злодей в «Пьяном мастере» такой же колоритный, как и в лучших вестернах, но я не настолько киноман, чтобы уверенно сказать, кто на кого повлиял. «Пьяный мастер 2» — это уже про английских злодеев и поездов, важная часть истории реального Китая. Если китайские режиссеры ненавидят японцев, то британцев они просто не любят – и на то есть веские причины. Здесь следовало бы сделать большое отступление, подробно описав, чем китайские фильмы отличаются от гонконгских, но я, пожалуй, ограничусь небольшой ремаркой: Гонконг вернулся в родной порт только в 1997 году, поэтому его фильм . промышленность существенно отличалась от «материковой». Бои можно встретить и в фильме «Ип Ман» (2008), об учителе Брюсе Ли. Выглядит довольно весело, даже если зритель к кунг-фу равнодушен. Часть сюжета посвящена японской оккупации, но на этот раз сценаристы смягчили прошлое, без массовых убийств и тому подобного. Фильм, среди прочего, исследует китайскую концепцию потери лица с нескольких сторон. «Дом летающих кинжалов» (2004) – снова реки и озера, то есть вымышленное китайское средневековье, очень красивые костюмы и неожиданно русская природа. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) — то же самое, только с романтизацией самоубийства, на которое, вероятно, сейчас отреагировал бы Роскомнадзор. Знатоки называют меня невеждой, не разбирающейся в колбасах, но мне кажется, что если ты видел один фильм в этом жанре, то ты видел их все. Однако для фильма «Герой» (2002) сделаю исключение. Казалось бы, одно и то же: реки и озера, бои на мечах, постоянные войны. Однако, по сути, это прекрасный образец государственной пропаганды, и ему прямо можно позавидовать. На этом мой краткий список завершается. Я еще не решил, что буду смотреть дальше. Западные фильмы вот уже десять лет настолько плотно набиты повесткой дня, что после их просмотра на экране появляются радужные полосы. Люди хвалят русские фильмы, но новый «Мастер и Маргарита» мне не понравился, а бурные девяностые я застал в сознательном возрасте, и поэтому «Слово мальчика» смотреть не хочу. Пожалуй, обращусь к классике ХХ века: существует еще много произведений, с которыми мне давно хотелось познакомиться. Олег Макаренкоhttps://dzen.ru 

Source link


Кинуть ссылку- расшарить

106
Share via
106 голосов

0 комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля