Том Дауд и запись «Лейлы» Том Дауд, возможно, самый важный техник в истории популярной музыки. Будучи инженером звукозаписи, Дауд произвел революцию в индустрии. Он разработал и разработал методы, которые стали отраслевым стандартом, включая реализацию восьмидорожечной записи, популяризацию использования стереофонического звука и создание конструкции линейных фейдеров каналов. «Том был гением», — говорит барабанщик Allman Brothers Band Бутч Тракс. Однако Дауда будут помнить не за его музыкальные новаторские произведения, а скорее за музыкальные произведения, которые он помогал создавать. Среди многочисленных знаковых альбомов, к которым приложил руку Том, нет более почитаемого, чем «Layla and Other Assorted Love Songs» Дерека и Dominos. Это история «Лейлы» словами Тома Дауда. Шел 1970 год. Эрик Клэптон был одной из крупнейших рок-звезд в мире и собирался начать свое последнее предприятие с созданной им группой под названием Derek and the Dominoes. Том Дауд уже был известным продюсером, и его таланты пользовались большим спросом. Однажды, во время работы в своей студии звукозаписи в Майами, Тому позвонили: «Я работал с Allman Brothers над Idlewild South, — рассказывает Дауд, — когда мне позвонил Роберт Стигвуд и сказал, что Эрик хотел бы записать и спросить, могу ли я вписать его в свое расписание. — Конечно, — сказал я, что буду рад. Разговор получился долгим, и поскольку я обычно не отвечал на звонки во время сеанса, все Оллманы недоумевали, что, черт возьми, происходит». Дауд продолжает: «Я положил трубку и сказал Дуэйну: «Вы должны меня извинить, это был менеджер Эрика Клэптона. Они хотят приехать сюда и записаться», и он сказал: «Ты имеешь в виду этого парня?» и проигрывает мне соло Эрика, ноту за нотой. Я сказал: «Это тот самый», а он ответил: «Я должен встретиться с этим парнем». Ты должен сообщить мне, когда он будет здесь. Я бы хотел прийти и просто посмотреть на него. Как вы думаете, это возможно? И я сказал ему, что уверен, что все будет хорошо, и что он должен мне позвонить, и мы все уладим. И действительно, примерно через три недели-месяц появляются Клэптон, Рэддл, Гордон и Уитлок». «Я знаю Бобби Уитлока по Мемфису, двоих других, которых я никогда раньше не встречал, и Эрика, которого я знаю со времен Cream. Они сказали мне, что все еще работают над песнями… Дерек и Dominos записывают второй день, а Дуэйн звонит и спрашивает: «Он здесь?» Завтра мы собираемся быть в Майами на концерте. Могу ли я приехать и встретиться с ним?» Я сказал: «Я уверен, что вы можете. Подожди.' Я схватил Эрика и сказал: «У меня на телефоне Дуэйн Оллман. Завтра здесь играет его группа, и он хотел бы зайти и встретиться с вами». И он говорит: «Вы имеете в виду этого парня?» и он играет мне соло Дуэйна из ноты Уилсона Пикетта «Hey Jude». Я сказал: «Это тот парень». И он говорит: «Я должен увидеть его выступление». Мы собираемся на этот концерт». «Я знал этих двоих лично, и они оба были скромными, красивыми людьми и замечательными музыкантами, поэтому я подумал: «Это будет весело». И действительно, в субботу днем мы записываемся в течение нескольких часов, затем направляемся к лимузинам, которые ждал Эрик, и отправляемся в конференц-центр, где играют братья Оллман. Нас протащили за баррикаду фотографа, мы сидели на полу спиной к публике, прямо перед сценой. Дуэйн в середине соло, когда он открывает глаза, смотрит вниз, видит Эрика и перестает играть холодно, в шоке. Дики начинает прикрываться, пока Дуэйн не восстановит равновесие, а затем он видит Эрика и тоже замирает. Вот насколько большим для них был Эрик». «После концерта они встретились, тусовались, и внезапно я заставил половину Allman Brothers, а также всех Дерека и Домино запихнуться в лимузин, возвращающийся в Criteria, где они тусовались до двух или трех часов следующего дня. Я все время держал кассету включенной. Дуэйн играл на гитаре Эрика, а Грегг играл на органе Бобби Уитлока, и все они были в поросячьем раю. Когда все закончилось, они все были такими хорошими друзьями, и Эрик сказал Дуэйну: «Когда ты вернешься?» Нам следует что-нибудь записать». «Через два-три дня [Duane] позвонил и сказал: «Я вернусь завтра». К тому времени, когда он вернулся, Dominos записали несколько песен и подготовили аранжировки для других, но он сразу же начал подгонять партии, и чем больше он это делал, тем сильнее их реакция была: «Если он собирается это сделать, я собираюсь сделать это». Песни начали радикально меняться, потому что Дуэйн раскрыл эту динамичную сущность, которая была просто смешной. Они подпитывали друг друга как сумасшедшие и действовали на чистых эмоциях». Позже Том вспоминал, что Клэптон и Оллман как будто играли «ноты, которых не было на инструменте». «Было много историй о том, как много наркотиков употребляли эти ребята, — добавил Дауд, — но мы начинали сеансы каждый день в 2 часа, и все приходили с ясными глазами и готовые к работе. Когда я отпускал людей, они, возможно, уплывали, но альбому это не мешало. Даже в самые дикие моменты Эрик приходил в студию вовремя с настроенным инструментом, готовым к игре — и он устроил бы настоящий ад любому, кто этого не сделал. Эрик и Дуэйн поделились этим». "Они [Eric and Duane] имели достаточно знаний об игровых возможностях и технике друг друга, чтобы один из них мог понять, что то, что они играют, зависит от того, какой усилитель вы используете… Они делали то, что казалось лучшим в данный момент для данной партии. Это просто произошло, и если вы этого не заметили, вы все испортили. Спонтанность всего этого сеанса была абсолютно пугающей. Многое из этого пролетело, а потом, когда они это услышали, они сказали: «О, чувак, вот эту часть мне нужно туда вставить». Но это произошло не потому, что в первый раз оно было потеряно, а потому, что у них будет еще один полет вдохновения, когда они смогут сделать шаг назад и услышать его. У них были все эти положительные отзывы, которые можно было добавить. Среди них вообще не было ревности или эгоизма». «Я отправил им кассеты, а затем позвонил Эрик и сказал, что они хотят вернуться, чтобы изменить часть одной или двух песен и сделать ремикс на одну песню. Когда они вернулись вместе с Дуэйном, среди их планов было добавить фортепианную партию к «Лейле», и я подумал: «Боже мой, куда это делось?» Песня плотная, как барабан». Я сыграл им версию, смикшировал, и они сказали: «Хорошо, она будет здесь, и мы сделаем то и это». Я подумал: «Вы все совершенно безумны. Как мы собираемся заставить всех повторить то, что они сделали в первый раз, и сделать это подходящим?» Но у меня не было выбора, поэтому мы решили попробовать». «Когда я настраивался, я ожидал, что Бобби Уитлок будет играть на пианино, но [drummer] Джим Гордон сыграл ее. Не могу сказать, написал он это или нет, но он это освоил; эта часть была на кончиках его пальцев. Гитарная партия Дуэйна в этой коде просто невероятно интенсивна, и, конечно, я был абсолютно не прав, говоря, что не смог подогнать новую партию. Мы совместили это, и получилась песня. Я сразу понял, что у нас есть что-то действительно особенное – как и любой другой. Вся сессия была чертовски импровизированной и блестящей. Это был просто чудесный опыт – наблюдать такое слияние музыкальных умов, такие телепатические симпатии… А потом этот чертов альбом не продавался целый год… Это было очень трудно понять и очень разочаровывать. А год спустя «Лейла» стала национальным гимном». Удивительная жизнь Тома Дауда оборвалась в 2002 году в возрасте 77 лет. Его потрясающая музыкальная карьера длилась более 50 лет. Из всех шедевров, над которыми он работал на протяжении десятилетий, Том особенно любил «Лейлу и другие разные песни о любви», вспоминая: «Когда мы ушли, я сказал группе: «Это чертовски лучший альбом, который я записал со времен The Genius». Рэя Чарльза». Мы все знали, насколько это здорово». Альбом остается выдающимся произведением Эрика Клэптона, и хотя многие продюсеры могли бы сделать «Лейлу» успешной, Том Дауд сделал ее культовой. Но его гений выходил далеко за рамки его способностей к игре на доске. Как однажды сказал Бутч Тракс о Дауде: «Он был просто парнем, который показал нам, как играть лучшую музыку, которую мы были способны играть». Вы также можете прочитать: