Любой христианский храм, и особенно православный, трудно себе представить без горящих свечей.


Публикация в ЧАТе: Россия

Их всегда много, а на таких торжественных богослужениях как Пасха, свечи в руках держат все присутствующие. Да и вообще стало традицией ставить в храме свечи, и молиться о близких нам, живых и умерших.

И к этому мы все настолько привыкли, что практически и не задумываемся, что символизирует горящая свеча. Я как-то попробовал сам для себя, спонтанно, объяснить ее значение, и сразу же споткнулся, не всё вспомнил, в голове, ведь, всего не удержишь. Пришлось заглянуть в церковные книги, и как бы вновь открыть для себя ее значение.

Оказывается, в древности для изготовления свечей использовался исключительно воск. И не случайно! Именно это вещество чрезвычайно богато тонкими символическими оттенками.

Вот как его описывает известный церковный писатель 15-го века блаженный Симеон Солунский († ок. 1429):

Воск, как вещество самое чистое, означает нашу чистоту и искренность жертвы.

Воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании.

Воск как, вещество мягкое и гибкое, означает наше послушание и готовность каяться в своей греховной жизни.

Воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святого Духа.

Воск, составленный из множества цветов, означает жертву, которую христиане приносят Богу.

Воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожение, ибо Бог как бы очищает наше естество божественным огнем.

И, наконец, воск, в котором сочетается огонь и свет, означает соединение и крепость взаимной любви и мира среди христиан.

В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано. Сохранилось много свидетельств.

Карфагенский епископ Менсурий, живший в третьем веке, перед пытками и мученической смертью, передал старейшинам общины различные церковные предметы, в том числе, и два подсвечника для свечей.

Интересно, что по древнейшим церковным правилам люди, укравшие воск и свечи, наказывались отлучением от церкви.

Блаженный Иероним († 420) говорит о свечах, как о благочестивом обычае, широко известном в 4-м веке.

Ну, а в 6-м веке о свечах упоминалось даже в государственных законах.

В кодексе императора Юстиниана († 565) было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, и на пищу и одеяние его служителей.

Седьмой же вселенский собор (787) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая.

Да и в Русской церкви очень долго, чуть ли не последнего времени, употреблялись только восковые свечи.

В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных.

Однако всегда существовали и подделки. И в церковной литературе сохранились следы полемики с теми, кто не придавал воску такого исключительного значения. Аргументы его защитников были таковы:

С изменением состава воск теряет свою символику. Он не может больше выражать наше смирение, нашу покорность, нашу душевную мягкость, потому что свеча из него становится твердой, хрупкой и грубой.

И как может такой воск символизировать благодатное воздействие на нас Божия Духа, когда свеча издает удушливый и неприятный запах. А таким воск становится от примесей, которые нередко добавлялись в свечи.

Но в свече есть еще и символика света, связанная с молитвой. Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему.

А когда смотрим на пламя свечи, мигающее и всегда струящееся вверх, стоит подумать о своей молитве, чтобы и её вот также трепетно обратить к Богу.

Смотрите, как много значений у маленькой свечи, если внимательно с ней обходиться.

Но, к сожалению, чаще всего бывает так, как иронично подметил однажды св. Феофан Затворник:

«Это очень похоже на то, как забежит кто в церковь, поставит свечу и бежит на дела свои: пусть свеча молится!»

Автор :протоиерей Владимир Башкиров

Любой христианский храм, и особенно православный, трудно себе представить без горящих свечей.

Первоисточник


Кинуть ссылку- расшарить

179
Share via
179 голосов

2 комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

  1. Аминь и аминь РАЗДЕЛИСГОЛОДНЫМ ХЛЕБ СВОЙ нравится… Нужны свечи, даже если это и на бегу…

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля