Новости,Лубянский гримёр,Московский Новый театр: Как Лубянский гример стал дворянином | Елена Булова


На Мясницкой улице в усадьбе Салтыковых-Чертковых Эдуард Бояков представил премьеру Лубянского гримера. Афиша Московского Нового театра гласит, что это «первый спектакль крепостного иммерсионного театра в России». Слово «первый» здесь, конечно, можно отнести только к слову «слуга». Ведь такие экзотические театральные жанры, как «иммерсивный театр», «сайт-специфический», «среда», «прогулка» давно вошли в столичный театральный обиход. За последнее десятилетие зрители видели спектакли, в которых вообще нет актеров, и спектакли, в которых на сцене нет людей. Есть спектакли, в которых зрителей ослепляют, а иногда даже «укладывают» в постель с актрисой, как, например, в постановке «Все на моей стороне» режиссера Фернандо Рубио (15-минутный спектакль рассчитан на одного человека). , а организаторы сразу предупреждают, что к актрисе нельзя прикасаться руками). Есть представления, которые разыгрываются в цехах заброшенных заводов (пример тому «Потеря равновесия» Андрея Гогуна, она посвящена жизни моряков Северного морского флота). В бассейне с водой и небольшими мостиками десять художников с юмором рассказывают историю «одной катастрофы». Достаточно широко разыгрываются спектакли-прогулки, так называемые гуляки, во время которых зрители перемещаются по маршруту, и каждое место раскрывает особенности сюжета. Пример променада — «Кентерберийские рассказы» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова, разыгранные на территории супермаркета «Максидом». А жанр иммерсивного театра, в котором как раз и решается Лубянский гример, в отличие от просто «ходоков», создает «иммерсивный эффект». В данном случае погружение в жизнь ведомых художников. Так что иммерсивный театр — закономерный результат одновременно нескольких тенденций, как в актуальной сценической режиссуре, так и в сфере городского досуга. В иммерсивном театре актеры могут в любой момент начать прямое взаимодействие со зрителем — например, взять вас за руку, пригласить на танец, обнять, а актриса может даже сесть к вам на колени. Первые шаги в жанре русского иммерсивного театра сделал незабвенный Сергей Арцибашев, который в середине девяностых годов прошлого века в своем Театре на Покровке в «Трех сестрах» усадил публику за накрытый стол, угощая утку с яблоки. Там артисты читали стихи и приглашали публику на танец. И все это в рамках чеховского текста, заметьте. Позднее поиски в том же направлении были предприняты Максимом Диденко, поставившим первый иммерсивный мюзикл по мотивам «Дубровского» Пушкина. Причем постановка «Черного русского», как и «Лубянского гримера», развивалась в пространстве старинного московского особняка Спиридонова. Ну а пьеса, о которой, собственно, и идет речь, «Лубянский гример» написана А. Зензиновым по произведениям Николао Лескова. Спектакль режиссируют Э. Бояков, В. Клементьев и Р. Сотириади. Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой стала домом графа К., содержавшего дворового человека. Роль графа исполняет артист Эдуард Флеров (в программе, кстати, Леонид Якубович тоже входит в число исполнителей этой роли). Зрители делятся на несколько групп, которые следуют разными маршрутами по залам особняка. Мы видим бальный зал, столовую, санузел, кабинет, сарай с настоящей козой и курами, сушилку и сам театральный зал. И в каждом новом «томе» происходит какое-то действие. Перед зрителями разворачивается довольно наивная история любви молодого графского гримера (Кирилл Клименко) и крепостной актрисы (Дарья Дуженкова). Узнаем, что крепостных актеров пороли и даже подвешивали на дыбе, если графу не нравилось их выступление. И за любую провинность их могли просто убить: граф был очень жесток. Его милосердие к девушкам-служанкам мало чем отличалось от наказания: понравившихся им актрис одевали в костюм Цецилии (кстати, римской мученицы) и отправляли в покои графа для утешения. Через эти комнаты проходили почти все молодые крепостные графы. Тех, с кем граф наигрался, сослали ко двору, ну или ждала худшая участь. История в спектакле рассказывается с точки зрения такой старой актрисы, которая (не буду раскрывать тайны сюжета) выходит замуж за крепостного Лубянку, гримера, и в итоге становится графиней, женой дворянина. дворянин и хозяйка особняка (прекрасная работа Евдокии Германовой). Она рассказывает своему маленькому внуку (Никита Кашеваров) о своей жизни. Сама история интереснее по задумке режиссера, чем по актерской игре. Понятно, что новая театральная реальность — это часть поиска и эксперимента, которые всегда были присущи русскому театру. Но театральное пространство, как известно, очень капризная «дама». Как говорил великий сценограф Олег Шейнцис, создававший декорации к «Юноне и Авось» и «Принцессе Турандот»: «Сегодня ты груб со сценой, а завтра она откажет тебе в помощи». В спектакле «Лубянский гример» складывается ощущение, что артисты Нового театра еще не до конца «зажглись», чтобы существовать в новых сценических условиях и работать как бы на огромной сцене Москвы. Художественный театр Но пространство помещения, когда художник существует вдали от зрителя, не терпит ни громких декламаций, ни фантастических театральных поз, ни скованности движений, при которых зрителям кажется, что актерам некуда деть руки. Всем этим новая деятельность, увы, грешит: мы явно читаем слишком разный профессиональный уровень задействованных в производстве. На большой сцене можно спрятаться за сценой или спутницей. Здесь такой возможности нет, каждый исполнитель как на ладони. Так что если вам интересно, станет ли этот спектакль театральным событием, то ответ – нет, я так не думаю. Но если вы раздумываете, стоит ли туда идти – да, однозначно стоит. Хотя бы познакомиться с уникальными интерьерами усадьбы Салтыковых-Чертковых, которая до сих пор помнит приезжавших сюда Пушкина, Гоголя и Жуковского. Здесь бывал Михаил Щепкин, Станиславский работал в роскошной библиотеке. И кстати, Антон Павлович Чехов утверждал, что его дед был слугой у Черткова. Но всех этих персонажей в спектакле вы не увидите. Но вы увидите сцены из становления русского крепостного театра — уникального явления, положившего начало театру в том виде, в каком мы его знаем сегодня. Елена Булова. Фото автора и с сайта Московского Нового театра

Ссылка на источник новости


Расшарьте!

200
200 голосов

КОММЕНТЫ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *